АВТОБУСНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ подразделяются на городские, пригородные, районные, междугородные и международные. Кроме регулярных сообщений по установленным маршрутам, автобусы используются для экскурсионных, туристских и служебных поездок, а также предоставляются организациям и населению по заказам (разовые перевозки). А. п. характеризуются числом и дальностью поездок пассажиров. Общее число перевезенных пассажиров определяет объем А. п., который зависит от численности населения и его подвижности, т. е. числа поездок, приходящихся на одного жителя в год. Произведение числа перевезенных пассажиров на среднее расстояние перевозки характеризует пассажирооборот, измеряемый в пассажирском.

Организация автомобильные перевозки состоит из 2 сон. Этапов: разработки плана перевозок пассажиров и рациональной организации движения автобусов; диспетчерского регулирования и руководства движением автобусов на маршрутах. При решении вопросов рациональной Организации
движения автобусов необходимо располагать подробными данными о характере распределения пассажиропотоков, т. е. того количества пассажиров, которое должно быть перевезено на каждом участке автобусной сети за определить. промежуток времени. Пассажиропотоки изменяются по длине и направлениям маршрутов, по часам суток, дням недели и сезонам года. Характер изменения пассажиропотоков, а также средняя дальность поездки пассажиров определяются путем периодически проводимых обследований, результаты которых используются при обосновании и уточнении схемы автобусных маршрутов, размещении остановочных пунктов, оборудовании маршрутов, выборе типа автобусов, их распределении по маршрутам, а также при расчете количества рейсов и интервалов движения. На рис. 1 показана схема последовательного решения комплекса вопросов, связанных с обоснованием плана перевозок пассажиров и рациональной организацией движения автобусов на городских и пригородных маршрутах.

Основной документ, регламентирующий режим движения автобусов и их использование, маршрутное расписание движения, при разработке которого стремятся обеспечить: наилучшие условия и удобства для пассажиров при минимальной затрате времени на поездку; регулярность движения автобусов на всем протяжении маршрута; нормальные условия труда шоферов и кондукторов; наиболее эффективное использование автобусов. Разработке маршрутных расписаний движения предшествует обснование нормативов времени рейса по периодам суток, участкам и направлениям маршрута, а также выбор рациональных форм и режимов организации труда шоферов и кондукторов.

В соответствии с маршрутными расписаниями разрабатываются: автобусные расписания, служащие руководством для шоферов; станционные расписания по конечным и основным промежуточным пунктам для диспетчеров; расписания движения автобусов для пассажиров. При организации А. п. в городах все большее распространение получает система бескондукторного обслуживания.
Управление движением автобусов на маршрутах осуществляется диспетчерской службой централизованно. Диспетчерская служба включает весь комплекс деятельности по подготовке и организации выпуска автобусов на линии, руководству и регулированию движения по маршрутам и своевременному возвращению автобусов в парк. Система диспетчерского управления предусматривает непрерывное поступление на центральную диспетчерскую станцию (при помощи проводных и радиотелефонных средств связи, автоматики и телевидения) сведений о фактич. регулярности движения автобусов по всему направлению маршрута, а также о состоянии и условиях перевозок пассажиров на каждом маршруте.

Диспетчерское управление подразделяется на внутри-парковое и линейное. На рис. 2 приведена схема диспетчерского руководства движением автобусов на маршрутах.
Перевозки пассажиров автобусным транспортом получают все большее развитие.