ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ по виду кузова разделяется на автомобили общего назначения с кузовами типа грузовой платформы и специализированные с кузовами спец. назначения (самосвалы, фургоны, цистерны, рефрижераторы и т. п.).

Г. а. со специализир. кузовами обычно приспособлены для перевозки одного или неск. однородных видов груза и в зависимости от этого их наз. мебелевозами, бензовозами, молоковозами, панелевозами, цементовозами, контейнеровозами, лесовозами и т. д. Г. а. часто оборудуют гидравлич. и др. механизмами для подъема и опускания кузова (чаще всего грузовой платформы), что сокращает простой под разгрузкой и облегчает ее.

По грузоподъемности Г. а. делят на след. классы: особо малой грузоподъемности — до 1,0 т; малой грузоподъемности— 1,0—2,0 т; средней грузоподъемности — 2,0—5,0 т; большой грузоподъемности — свыше 5,0 т; особо большой грузоподъемности (внедорожный автомобиль) — свыше предела, установленного дорожными весовыми ограничениями.

Номинальная грузоподъемность Г. а., назначаемая заводом-изготовителем, характеризует максимально возможную полезную нагрузку при работе автомобиля в определ. дорожных условиях. Вместе с грузоподъемностью указывается и возможный полный вес буксируемого прицепа.

Конструкция Г. а. характеризуется компоновочной схемой, применяемыми двигателями, трансмиссией, ходовой частью, механизмами управления. Наиболее распространенные компоновочные схемы — «кабина за двигателем» (рис. 1) и «кабина над двигателем» (рис. 2). Для более полного использования грузоподъемности при перевозках различных грузов Г. а. выпускаются в неск. модификациях, отличающихся длиной базы и, следовательно, длиной кузова. Самое короткобазное шасси используется под кузова самосвалов, предназначенных для перевозки сыпучих грузов большого удельного веса, а также для седельных тягачей. Длиннобазные Г. а. с кузовами больших размеров — для перевозок крупногабаритных и легковесных грузов.

Г.а. малой и средней грузоподъемности. как правило, имеют карбюраторные двигатели, механич. трансмиссии с одинарной или двойной главной передачей, тормоза с гидравлич. или пневматич. приводом, рессорную подвеску переднего и заднего мостов. На Г. а. большой и особо большой грузоподъемности чаще устанавливаются мощные дизельные двигатели, применяются как механич., так и гидравлич. трансмиссии, тормоза с пневматич. и гидро-пневматич. приводом, рулевые управления с гидравлич. усилителями. Для Г. а. особо большой грузоподъемности перспективно пример нение газотурбинных двигателей, а при дизельных двигателях— автоматич. трансмиссий.
На рис. 3 показано шасси автомобиля ЗИЛ-130: а — телескопич. амортизатор; б — продольная рулевая тяга; в — вал карданной передачи рулевого управления; г — рулевой механизм и гидроусилитель; д — фильтр тонкой очистки топлива; е— вентилятор системы охлаждения; ж — компрессор пневматич. привода тормозов; з — воздушный фильтр карбюратора двигателя; и — двигатель автомобиля; к — прерыватель-распределитель; л — центробежно-реактивный масляный фильтр (центрифуга); м — коробка передач; м — промежуточный карданный вал; о — воздушный баллон пневматич. привода тормозов; п — глушитель; р — основной карданный вал; с — карданный шарнир; т — задний мост; у — дополнительная рессора (подрессорник); ф — топливный бак; х — барабан ручного тормоза; ц — аккумуляторная батарея; ч — сцепление; ш — поперечная рулевая тяга.
Технич. характеристики основных моделей Г. а., выпускаемых , приведены в таблицах: табл. 1—Краткая технич. характеристика Г.а. с карбюраторными двигателями; табл.2— Основные размеры Г. а.; табл. 3—Краткая технич. характеристика Г. а. с дизельными двигателями.