АВТОВОКЗАЛ — предназначается для обслуживания пассажиров конечных и транзитных пунктов междугородных автобусных линий. А., как правило, строятся в больших городах в виде изолированного от городского движения комплекса сооружений, в состав которого входят: здание вокзала с пассажирскими и служебными помещениями; перроны посадки и высадки пассажиров; площадка для стоянки автобусов, ожидающих выхода в рейс; посты уборки, мойки и техническое. Обслуживания автобусов. Генплан А. включает также привокзальную площадь с подъездами городского автотранспорта и стоянкой такси. Связи между внутренней территорией А. и привокзальной площадью организуются так, чтобы пассажиры имели возможность проходить к перронам как через здание вокзала, так и минуя его. Потоки прибывающих и отправляющихся пассажиров четко разделяются. На рис. 1 показан макет А. с двухэтажным пассажирским зданием вместимостью 500 чел.

Планировка А. существенно зависит от конфигурации перронов. Так, например, широко получил распространение уступообразный перрон посадки с постами, расположенными под углом 45° к продольной оси перрона. Для высадки, в зависимости от числа постов, применяются прямолинейные или уступообразные перроны. А., расположенные непосредственно возле автомагистралей, имеют перроны с наружной стороны (вдоль фасада) для высадки и посадки пассажиров транзитных автобусов (рис. 2).

На рис. 3 показан генплан А. с пропускной способностью 2700—3800 пассажиров в сутки (а— стоянка такси; б — здание автовокзала; в — перрон отправления; г — перрон прибытия; д — стоянка автобусов; е — осмотровая эстакада; ж — открытая мойка автобусов; з — остановка городских автобусов).

В здании А., как правило, размещаются: пассажирский зал с билетными кассами и агентствами других видов транспорта, помещение для пассажиров с детьми, камера хранения и отправки багажа, кафетерий, медпункт, почта и междугородный телефон, служебные помещения (шоферская, диспетчерская, контора, узел связи, комната длительного отдыха шоферов, вентиляционная камера). А. оборудуются средствами автоматич. сигнализации, радиосвязью и телевизионными устройствами для управления движением автобусов. Оповещение пассажиров о прибытии и отправлении автобусов осуществляется при помощи радиоустановок и световой сигнализации.

Пропускная способность А. (табл.) определяется величиной суточного отправления пассажиров. Основные расчетные показатели А.— вместимость (количество пассажиров, одновременно находящихся в здании А.) и интенсивность движения автобусов (число пар автобусов, прибывающих и отправляющихся в течение часа). Оптимальная вместимость пассажирского здания А. зависит от объема перевозок, определяемого численностью населения обслуживаемых городов. По требующейся вместимости определяются необходимые состав и площади помещений, по числу пар автобусов в час — количество постов посадки и высадки пассажиров.

Пассажирские и служебные помещения А. вместимостью 100; 200 и 300 человек обычно размещаются в одноэтажных зданиях, а вместимостью 500; 700 и 900 человек — в двухэтажных. В средних по величине городах, как правило, сооружают один А., размещая его по возможности в районе города, имеющем наиболее удобные выезды на междугородные линии движения автобусов. В крупных городах сооружаются два и более А. Для создания наибольших удобств пассажирам и организации четкой и производительной работы персонала А. необходимо обеспечить: централизованное руководство работой билетных касс, когда в каждой кассе А. производится продажа билетов на все маршруты; предварительную продажу билетов на обратный путь следования; внедрение единых тарифов и жетонной системы в камерах хранения ручного багажа; работу бюро добрых услуг; установку штампчасов для точной отметки в путевых листах времени подачи автобусов под посадку пассажиров, времени прибытия автобусов и др. мероприятия.

Для обслуживания пассажиров, последовательно пользующихся двумя или неск. видами сообщения, сооружают т. н. объединенные вокзалы (железнодорожно-автобусные, автобусно-речные и др.), обеспечивающие наилучшие условия пересадки с одного вида транспорта на другой, возможность получения в одном месте необходимой информации, приобретения билетов, сдачи багажа и т. д.